Я сделал свой первый заказ на Озоне где-то в 2010 году. По моему это была какая-то коллекция книг в подарок для близкого человека, следующий заказ был примерно через 5 лет. Если правильно помню, то тоже подарок, но уже скетчбук.
Озон тогда не был маркетплейсом, я и слова такого не знал 😅 Мне казалось, что это просто книжный интернет-магазин (я могу ошибаться, ассортимент мог не ограничиваться книгами, но я так запомнил).
Сейчас всё изменилось. О «маркетплейсах» знают даже бабушки, а заказывать — стало почти рефлексом. Я вот недавно составлял вишлист ко дню рождения (3 июня) — все ссылки ведут на Озон или ВБ.
Мы все пользуемся маркетплейсами. Это удобно. Почти в каждом дворе есть пункт самовывоза. Доставка в кратчайшие сроки и часто бесплатная.
Более предприимчивым скорее всего попадается реклама с историями успеха, как кто-то начал продавать на меркетплейсах и стал независимым бизнесменом. И теперь он только отправляет клиентам товары и считает свою прибыль. Всем остальным занимается площадка.
Получается, что…
Маркетплейсы — это хорошо?
Это на самом деле так. На площадках легко продавать и начать зарабатывать первые деньги. Не нужно много думать о рекламе, SEO-продвижении, где брать клиентов, логистике, приеме платежей, доставке и и т.д.
Если у вас есть возможность закупать товар и продавать на торговых площадках — дерзайте, но хозяин ли вы этого бизнеса?
Вы предоставляете свой товар для продажи, но пользователь запоминает только то, что он купил его «на озоне». То есть по факту, у вас нет клиента, у вас есть заказ, а клиент есть только у площадки.
Приходит понимание:
- Развивать личный бренд — невозможно
- Комиссии могут съедать до 40%
- Вы, как продавец, являетесь всего лишь пользователем сервиса и ваш аккаунт в любой момент могут «выключить»
Маркетплейс — это как жить в съемной квартире. Удобно. Но это не твое. Если хочется чего-то большего, нужен свой дом.
Свой дом в интернете
На своём ресурсе вы можете предоставить максимально выгодное предложение покупателю, максимальная маржинальность и максимальное удержание клиента в дальнейшем, если он подпишется на рассылку.
Ваш ресурс — это ваш дом с уникальным лого, дизайном текстами. Можно вести блог, чтобы наращивать органический трафик. Можно приводить аудиторию через видео с ютуба и других соцсетей.
Самое главное — на своем ресурсе вы сами контролируете жизнь сайта. Сами определяете, когда проводить акции, а не подстраиваться под очередной «пельмень-фест — мясные скидки»)
Да, со своим интернет-магазином есть свои подводные камни:
- Свой бренд надо наращивать, в начале вы никому неизвестны
- Доставку и платежную систему надо продумывать самому
- Интернет-магазин постоянно требует технического вмешательства и развития
Но это ваш ресурс и он подстраивается под вас, а не вы под него.
Маркетплейсы — это плохо?
Нет. Я не против маркетплейсов. Невозможно отрицать, что они удобны. Для многих — это единственный способ для старта. Но это не бизнес. Это точка входа.
А сайт- это точка роста.
Он не отменяет маркетплейс, а дополняет.
Я считаю, что торговые площадки отлично подходят для того, чтобы переманивать аудиторию к себе на сайт.
- Отправляя товар, добавьте к нему небольшую брошюру или визитку с сообщением, что на официальном сайте у вас предложения на ваши товары лучше.
- На сайте замотивируйте пользователей подписаться на рассылку, подарите им скидку на первый заказ.
- И они уже начнут запоминать именно ваш бренд и возвращаться именно на ваш сайт.
- Profit!
Да прибудут с нами маркетплейсы 😁